/ Главная / Познавательная информация

?стория появления почтовых весов в России

   

В древних государствах вместе с развитием письменности начали появляться простые инструменты для взвешивания грузов, продуктов и материалов. От Месопотамии к Турции, от Вавилона к ?зраилю использование и совершенствование весов в значительной степени стало последствием развития торговли и налаживания связей между государствами.

В конце девятого века были заложены основы русской почты. В историческом развитии российская почта осталась одним из основных источников связи. Еще Петр I издал указ о создании первой внутренней почтовой линии. А в 1994 году Указом Президента РФ был основан «День российской почты». К 1997 году были восстановлены российской флаг и эмблема почты. Первое упоминание о почтовых весах в Европе появилось в 1840 году.

По сложившейся издревле традиции, на Руси Московские князья поручали церкви смотреть за мерами и весами. Так, до 15 века именно церковь была хранительницей мер и весов. В 996 году князь Владимир ввел единые меры веса. В двенадцатом веке князем Всеволодом был издан указ о ежегодной поверке весов. В 1723 году Петр I своим указом разрешил продавать сыпучие продукты на вес. Во второй половине девятнадцатого века в России началось бурное развитие техники и увеличение числа измерительных приборов, применяемых в промышленности, рост хозяйства и торговли с использованием мер и весов ставили новые задачи в области их измерения и усовершенствования. В 1899 г. был принят новый закон о мерах и весах, так как действующее законодательство уже не могло отвечать требованиям в области измерительного дела. Этот закон был направлен на улучшение государственной службы мер и весов в стране.

Одним из важнейших событий в истории весов стало создание «Депо образцовых мер и весов» в Петропавловской крепости. Здесь проводили поверку приборов и создали общенациональную систему мер и весов. Российские эталоны сравнивались с зарубежными. Вся информация стала общедоступной, что привело к созданию Метрологического музея, где были собраны различные эталонные меры, измерительная техника разных времен. Одним из ключевых наставников и управленцев музея стал Дмитрий Менделеев. С 1918 года килограмм официально утверждается как основная единица веса. ?здается соответствующий декрет «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов». Для проведения операций по приему и отправки корреспонденции в почтовых службах России с середины девятнадцатого века стали обзаводиться соответствующими весами для взвешивания и тестирования писем, посылок и бандеролей.

В 40-х годах XIX столетия, чтобы выслать посылку или письмо, его достаточно было отнести на почту, где почтальон перепроверял написание адреса и измерял письмо, (посылку) на весах. В нашу державу почтовые весы экспортировались в основном из Европы, причем заграничные экспортеры стремились модифицировать их для использования в России. Образцом служили маятниковые весы с градацией, маркированной в граммах. Весы поставлялись с разъяснением почтовых тарифов.

Почтовые весы отличались завидным разнообразием исполнения: пружинные, коромысловые, маятниковые весы, безмены. Весы для писем отличались простотой конструкции и использованием. Мастера по всему миру конструировали новые виды весов для почты. В начале двадцатого века появляется ряд моделей, в которых ценились компактность и практичность. До второй половины двадцатого века пружинные весы и безмены были доступны по цене и отвечали всем требуемым стандартам, предъявляемым к достоверности весов данного типа, и были широко растиражированы. Помимо пружинных безменов письма взвешивали на чашечных весах. Не менее реализованы были весы маятникового типа.

Россия приняла значимость расчетов стоимости отправки писем (посылок) по их весу. Впечатляющее разнообразие моделей и их уникальность сделали почтовые весы любимым экспонатом у коллекционеров во всем мире. Фотографии раритетных почтовых весов представлены в данном очерке (см. фото). Почтовые механические весы являются самыми востребованными. ?х преимуществом считается низкая стоимость и возможность измерение почтовых отправлений без гирь, в пределах шкалы. Для взвешивания габаритных посылок используются гири и весы напольные почтовые.