/ Главная / Производители весов

Павловская артель им. Штанге, г.Павлово (Российская империя)

   

Год основания: 1890

Год закрытия: действующий (переименован)

Павловская кустарная артель была образована в 1890 году под началом Александра Генриховича Штанге, в селе Павлово Горбатовского Уезда Нижегородской области. До этого, в 1870-е годы, двое местных жителей - Н.П. Зернов и А.Е. Фавонский также пытались создать артель с одноименным названием, однако из-за проблем с финансированием и организованностью через пару лет их дело остановилось и исчезло, практически не оставив следов.

В первой половине XX века Артель трижды переименовывалась. Павловская кустарная артель - в Павловскую артель (20-е годы); Павловская артель - в Павловскую артель им. Штанге (30-е годы): Павловская артель им. Штанге - в Павловскую артель им. Кирова (40-е годы).

Биография А. Г. Штанге

Александр Генрихович Штанге родился в дворянской семье 13 августа 1854 года в г. Могилев, его отец - Генрих Карлович Штанге был статским советником. Александр Штанге в 1872 году окончил Рижскую гимназию с золотой медалью, затем поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако за участие в деятельности подпольных кружков был исключен и выслан в Ригу под надзором полиции. Вскоре, благодаря помощи отца, поступил в Дерптский университет, который окончил в 1879 году.

После убийства императора Александра (в марте 1881 года) вышел в отставку в чине титулярного советника (служил в Департаменте железных дорог Министерства путей сообщения). После отставки поселился с семьей в Туле, где преподавал математику в частной школе.

В 1887 году, получив наследство, Александр Генрихович поселился в селе Павлово Горбатовского уезда Нижегородской области. Он хотел объединить местных ремесленников и кустарей в единые артели по производству металлоизделий.

Штанге преподносил идею об артелях как о способе рабочим  освободиться от власти хозяев. Однако, будучи человеком очень осторожным, он говорил об этом только в теории. Но в один момент к нему пришли рабочие, по некоторым данным это были личильшик (шлифовальшик) с фабрики Варыпаева А.В.Смирнов и калильщик с фабрики Калинина П.А.Титов, попросившие его воплотить идею об артели в жизнь. Поначалу Александр Генрихович отказывался, ссылаясь на отсутствие финансирования и трудность дела, но рабочие убедили его тем, что сделают ножи отличного качества, которые Штанге сможет продать и получить новые заказы, которые обеспечат работу артели.

Но с заказами дело пошло не так, как задумывалось. Получилось договорить только с одной русской фирмой "Мюр и Мерилиз", которая согласилась делать у них заказы, если артель предоставит товар качественный, как и образцы и по предложенным ценам.

?зделия для этого заказчика имели клеймо:

 

 

 

Это был первый заказ Павловской артели, его стоимость составила всего 500 рублей. 23 января 1883 года министр финансов России утвердил Устав артели и Александр Штанге был избран председателем ее правления. Ближайшим помощником Штанге был Владимир Николаевич Зельгейм.

Первоначально в артель входило всего 10 человек, а сам А.Г. Штанге исполнял обязанности браковщика, счетовода и упаковщика безвозмездно. Артели оказывал также финансовую помощь Сергей Тимофеевич Морозов (брат Саввы Морозова). В начале 1890-х годов Александр Генрихович получил наследство от матери , которое составило три тысячи рублей, на эти средства он арендовал земельный участок и построил мастерские.

В 1895г в артель входило уже около  50 членов, которые наладили производство перочинных ножей, пчеловодческого инструмента и замков. Продукция Павловской артели была отмечена Большой серебряной медалью в 1896 году на  Всероссийской художественно-промышленной выставке. В 1901 году, когда Штанге был назначен министром финансов С.Ю.Витте, артели была выдана ссуда в 50 тысяч рублей. На эти средства были построены новые производственные помещения, куплены станки и оборудование и к 1905 году число членов, входивших в артпель выросло до 150 человек.

Сама фабрика состояла из главного двухэтажного каменного здания и ряда деревянных мастерских. Всего, на момент 1905 года, насчитывалось 23 различных мастерских, в которые входили никелировочная мастерская и так называемая лечильня (шлифовальный цех) с 50 станками для шлифовки ножевого товара. Кроме этого, в мастерских фабрики имелось около ста различных станков и прессов, которые приводили в действие два нефтяных двигателя в 26 и 8 сил.

Все матрицы и формы, которые использовались для производства, создавались в собственных мастерских артели. Основным ассортиментом был ножевой товар, ножницы и замки.

Помимо собственных мастеров, многие из которых работали у себя дома, на артель трудились также наемные рабочие - кустари, которые по своему положению и заработку находились почти в равных условиях с членами артели.

Заработок работников артели в год составлял  200-300 рублей в зависимости от рода работы. К примеру, в то время корова стоила около 5 рублей. Даже неопытному, только поступившему рабочему артель платила не менее 70 копеек в день для взрослых и 50 копеек для подростков. Если работник занимался сдельной работой, то его средний заработок в артели составлял от 1руб. 20 коп. до  1 рубля 50 копеек в день. Оценка стоимости  работы производилась Особой Комиссией, в которую входили представители от каждой специальности (цеха). Высшим органом считалось Общее Собрание артели. Для решения  административных, технических и других вопросов существовал ряд специальных комиссий – техническая, ссудная, ревизионная и другие.

В артели была установлена также Общая Комиссия, в составе которой были представители от каждой комиссии. Общая комиссия выступала как  посредник между Общим собранием и Правлением артели. Задачей Общей комиссии было ознакомление членов артели с распорядком и укладом всего предприятия, подготовка материалов для Общего собрания и решение тех вопросов, которые превышали полномочия членов Правления.

С 1911 года артель стала иметь оптовый склад в Санкт-Петербурге, который обслуживал до 160 магазинов. Также активно привлекались к работе разъездные агенты. Когда началась Первая мировая война, артель, получив ссуды от государства, стала производить военную продукцию: ножницы для резки проволоки, саперные лопаты, хирургический инструмент. В 1914 году в артели насчитывалось до 200 членов.

Когда артель получила заказ на тридцать тысяч пехотных лопат, Александр Генрихович пригласил на работу первого в истории артели инженера -  Густава Эдуардовича Шперка. Благодаря ему, кустарная артель стала быстро превращаться в предприятие фабричного типа. Шперк обеспечил закупку нового оборудования, которое дало возможность не только изготавливать саперные лопаты и ножницы для резки колючей проволоки для военной армии, но и оснастить три новых цеха. Резко возросло количество изделий, которые производила фабрика и в 1914-1915 годах оборот выпускаемых изделий превышал 330 тысяч рублей, а к 2016 году - больше миллиона.

Однако укрепление и развитие артели, очень не нравилось конкурентам. Многие пытались переманить Густава Шперка к себе, так как он был назначен заведовать технической частью земского комитета по снабжению армии. Но переманить его не получалось и тогда конкуренты стали распускать различные неприятные слухи, вплоть до того, что артель делает лопаты для австрийской армии.

Весной 1917 года обстановка сильно накалилась, когда Шперк помешал пьяной толпе разгромить склады с провизией.Толпа неистовствовала и приняла решение утопить Шперка, Штанге и их хороших друзей - Матюшина (близкий друг Шперка) и А.?.Ярунина (директор Павловского промышленного музея). Однако, вмешательство артельщиков, вставших на защиту руководства, помешало толпе учинить расправу.

Но в сложившейся ситуации Густав Шперк решил покинуть Павлово и вернуться в Петербург. Дальнейшая его судьба сложилась довольно удачно: он жил в Петербурге, занимался изобретательством, преподавал и прожил 91 год.

 

Таким образом, начал в 500 рублевого заказа, к 2016 году Павловская артель им. Штанге превратилась в мощное фабричное предприятие с оборотом более миллиона рублей. Всего этого Александру Генриховичу удалось добиться благодаря организаторскому таланту и отличному деловому чутью, благодаря которому артель своевременно реагировала на потребности рынка.

Штанге заботился не только о развитии кустарей в технологическом плане, но и об их духовном развитии. При артели были созданы бесплатная библиотека, был свой хор и ансамбль балалаечников. Устраивались любительские спектакли, литературные и музыкальные вечера. Были даже свой хор и ансамбль балалаечников. Штанге был местами строг, но и пользовался уважением членов артели и жителей села Павлово, называвших его «наш дедушка Штанге».

?з воспоминаний В.Г.Короленко об А.Г. Штанге:

«...Штанге производит впечатление человека, удаляющегося уже на некоторую высоту. Он находит все это естественным, и на мое замечание, что ведь будет же такое время , когда правление будет только исполнительным органом, отвечал, что такого время долго еще не будет. иначе сказать – смирные ученики артельного принципа так и проживут и помрут под учительской указкой»

«...артель , я вижу это , держится искусственно, требует совершенно экстраординарных усилий и самопожертвования».

В после революционные годы, на волне развития НЭПа, артель стала производить весы. К сожалению развитие производства весов не получило и со временем было прекращено .

28 марта 1919 года был принят новый Устав артели  и, в связи с этим, было изменено ее название – Павловская кустарная артель стала называться Павловской артелью, а с 7 марта 1923 года решением Правления вместо клейма «Павловская кустарная артель» на всех изделиях  стали ставить клеймо «Павловская артель»

 Видоизменения клейм Павловской артели

В 1932 году Александр Штанге, возвращаясь после лечения в санатории в Ессентуках скоропостижно скончался на перроне станции Минеральные воды. Тело было доставлено в Москву, где прошла гражданская панихида, а затем гроб  был доставлен в  Павлово и установлен в клубе кооперации. В эти же дни скончалась и его супруга, их похоронили вместе 24 ноября 1932 года на старом кладбище. Штанге провожал весь город и вся семья-артель, которая к тому моменту состояла из более чем 1200 человек. Тогда же было принято решение о переименовании Павловской артели  в артель им.Штанге. Были предложения устроить музей в его квартире и установить ему памятник.

Но в 1930 годах партийные органы вспомнили и о дворянстве Штанге, и его народнические взгляды, и критическое отношение к догмам марксизма.? появился протокол заседания парткома артели им.Штанге.

"31 октября 1938 года

Повестка дня: о переименовании артели Секретарь парткома ?.С.Ногтев перечисляет причины:

  1. Вскоре после смерти организатора артели А.Г. Штанге в 1932 году, лица, стоящие в то время у руководства артели, без достаточной продуманности и под давлением Всекомпросвета (где сидели враги народа) присвоили Павловской артели имя А.Г. Штанге.
  2. А.Г. Штанге по своим убеждениям- народник 90-х годов, он стремился протаскивать идеи народников, а затем – меньшивиков.
  3. Штанге поддерживал попов и после Октябрьской революции. Кроме того, он был близок с руководящим деятелями, оказавшимися врагами народа, ныне изъятыми органами НКВД.

Вышесказанное говорит о том, что присвоение артели имени Штанге было проведено неправильно, оно не имеет ничего общего с идеями и задачами рабочего класса и колхозного крестьянства. Постановили: просить райком ВКП(б) дать санкции на проведение работ с коллективом артельщиков по вопросу переименования артели и разрешения постановки данного вопроса перед вышестоящими организациями. Партком считает необходимым присвоить артели имя С.М.Кирова, приурочив это присвоение ко дню 4-й годовщины со дня смерти С.М.Кирова."

19 декабря 1938 года Президиум Павловского райисполкома постановил: «Переименовать артель им.Штанге в артель им.Кирова.Просить облисполком утвердить настоящее решение». ? уже в течение 1939 года во всех документах артели и городских структур артель упоминается как артель им. Кирова.  Однако уже в 1940 году во всех документах артель проходит как артель им. Штанге. Как оказалось, решение местных властей о переименовании артели не было утверждено вышестоящими организациями. С 1944 года артель окончательно стала носить имя С.М. Кирова.

В советские годы, артель выпускала в основном столовые приборы. На фото представлены ручки с различными клеймами названия артели.

Снизу – вверх:

  • Павловская артель
  • Павловская артель им.Штанге
  • артель им.Штанге
  • артель им.Штанге (1941)
  • артель им.С.М.Кирова
  • артель им. Кирова (1946)
  • артель им.С.М.Кирова
  • артель им.Штанге

Сегодня Павловская артель является действующим предприятием производителем столовых приборов в России и носит название «Открытое акционерное общество «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова».